Top.Mail.Ru

Что такое бизнес-процессы и как их описать: простым языком о сложном


01.02.2024

Читать 10 минут

Что такое бизнес-процессы и как их описать: простым языком о сложном

Друзья, сегодня поговорим о чём-то, что заставляет любой бизнес двигаться вперёд — бизнес-процессах. Если вы чувствуете, что слова «процесс» или «бизнес-процесс» звучат сложновато, не волнуйтесь. Я здесь, чтобы разложить всё по полочкам простым, понятным языком.


Что такое Бизнес-процесс? 

В самом общем смысле, бизнес-процесс — это последовательность шагов или действий, которые люди или системы выполняют, чтобы создать пользу для клиента и принести прибыль компании. Если объяснять ещё проще, это то, что происходит в компании каждый день: от приёма звонков клиентов до производства шоколадных батончиков. 

Кто такой потребитель бизнес-процесса? 

Основные потребители бизнес-процесса — это клиенты компании, которым в конечном счёте нужен ваш товар или услуга. Однако, процессы нужны и внутренним пользователям — сотрудникам. Они помогают понять, кто и что делает, чтобы всё работало чётко и без сучка без задоринки.

 Задачи бизнес-процесса

Главная задача бизнес-процесса — это создание добавленной стоимости. Другими словами, на выходе процесса должно получаться что-то ценное: продукт, который можно продать, или услуга, которая решает проблему клиента. Также процессы помогают улучшать наши бизнесы, делая их более эффективными и понятными для всех участников. 

Виды бизнес-процессов 

Бизнес-процессы бывают трёх основных видов: 

1. Основные (первичные) — это те, без которых бизнес не сможет существовать. Например, продажи в розничном магазине.
2. Вспомогательные — это процессы, которые поддерживают основные. К примеру, уборка помещения магазина.
3. Управленческие — они помогают координировать и контролировать другие процессы. Например, планирование бюджета компании.

Структура бизнес-процесса

Любой процесс в бизнесе состоит из: 

- Задач — что именно должно быть сделано.
- Участников — кто выполняет задачи.
- Ресурсов — что нужно, чтобы задачи были выполнены (информация, материалы).
- Правил — инструкции, описывающие, как выполнять задачи.

Как правильно описать бизнес-процесс? 

Описывать процессы нужно так, чтобы было понятно всем. Вот несколько шагов для этого: 

1. Начертите схему или карту. Визуально отобразите все шаги процесса. Это может быть простой блок-схема или сложный BPMN-график — главное, чтобы изображение было понятным.

2. Определите начало и конец. Хорошее описание бизнес-процесса начинается с чёткого понимания, в какой точке он стартует и где финиширует.

3. Выделите ключевые задачи и действия. Опишите, что именно делают участники на каждом шаге. Избегайте слишком общих фраз и описывайте конкретные действия.

4. Опишите участников. Укажите, кто отвечает за каждый шаг. Кто принимает решения? Кто исполняет? Кто контролирует?

5. Укажите ресурсы. Включите информацию о том, какие инструменты, данные, материалы используются на каждом этапе.

6. Правила и стандарты. Тщательно описывайте, какие внутренние и внешние правила влияют на процесс.

7. Создайте инструкции. Разработайте понятные инструкции или руководства, которые можно будет применять на практике.

8. Получите обратную связь. Обсудите описание процесса с теми, кто в нём участвует, и узнайте, всё ли понятно и правильно.

9. Документируйте процесс. Используйте структурированный шаблон документа, который в будущем можно будет легко обновить.

10. Протестируйте описание. Проверьте, насколько хорошо работает процесс по вашему описанию в реальной жизни.

Цели использования описания бизнес-процессов:

Описание процессов не только помогает всем быть на одной волне, но и служит для управления и оптимизации работы компании. С такими картами процессов, вы можете:

- Управлять бизнес-процессами. Когда вы видите весь процесс целиком, проще принимать решения и вносить коррективы.

- Повышать эффективность. Устранение лишних шагов, автоматизация повторяющихся действий — всё это проще сделать, опираясь на внятное описание.

- Увеличивать производительность. Чёткие инструкции позволяют сотрудникам выполнять задачи быстрее и качественнее.

- Добиваться конкурентоспособности. Компания становится гибче и способна быстро адаптироваться под изменения рынка.

Вот и всё! Надеюсь, теперь вам понятнее, что такое бизнес-процессы и как их описать!


Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Нажимая на кнопку, я принимаю условия соглашения. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies